Середа, Листопад 20Перший регіональний

В чьих интересах работает наша власть?

В чьих интересах работает наша власть?

Значительная часть дорог в Херсонской области в отвратительном состоянии. Положение дел в пассажирских автоперевозках в регионе –  проблема на проблеме. С железнодорожными перевозками тоже, мягко говоря, ситуация далеко не идеальная. И большинство проблем в этих сферах не решить без участия столичных ведомств.

Но Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий и председатель правления ОА «Укрзализныця» Евгений Кравцов приезжали в Херсонскую область на минувшей неделе совсем не ради того, о чем было сказано выше. Они инспектировали строительство новых режимных и сервисных зон на контрольном пункте въезда/выезда (КПВВ) «Чонгар» на админгранице с Крымом. Такие же работы идут и на КПВВ «Каланчак».

 

 

«Бесхозные» КПВВ

Да, речь идет о тех самых режимных и сервисных зонах, «эпопея» со строительством которых, тянется уже почти пять лет. Еще в 2015 году тогдашний глава Херсонской ОГА Андрей Путилов хотел строить на КПВВ новые помещения для силовиков, таможенников и фискалов. Даже «замахивался» на обустройство системы онлайн-бронирования очереди на растаможку и прочие формальности для грузового автотранспорта. Но устроенная активистами блокада Крыма заставила скорректировать планы, которые, впрочем, не более чем планами и оставались все время пребывания Путилова в должности главы ОГА.

Неоднократно обещал навести порядок на админгарнице и предыдущий глава ОГА Андрей Гордеев. Но и у него по множеству причин «не срослось».

Причем, «не срасталось» у предыдущих команд, пребывавших у власти в области до такой степени, что КПВВ не только не облагораживали, но даже просто не содержали в хотя бы относительно пристойном состоянии. Впрочем, не содержат и по сей день.

Все пять лет на пунктах пропуска процветает несанкционированная торговля. Да еще и продуктами, которые, если окажутся некачественными, могут вызвать у человека не только проблемы со здоровьем, но даже привести к летальному исходу.

Но никому до этого не было дела, и, похоже, нет и по сей день, если торговцы вольготно чувствовали себя в день визита столичных гостей. Столь же вольготно чувствовали себя и перевозчики-нелегалы. А в целом КПВВ на админгранице с Крымом почти с самого начала их работы производят впечатление территорий, которые государство, если и контролирует, то условно. Ведь не делается даже элементарное: не убирается мусор, на том же «Чонгаре» неподалеку от дороги «благоухает» несанкционированная свалка… Как будто кто-то нарочно создавал такую ситуацию, чтобы убедить руководителей государства в необходимости вложить 90 млн грн в обустройство фактически полноценных приграничных пунктов пропуска.

 

Админграница становится границей?

Да, судя по проекту, на том же «Чонгаре» будет фактически приграничный пункт пропуска. Да, неплохо выглядящий. Да, цивилизованный. Но уж никак не временный. Хоть Владислав Криклий и утверждал:

«Все эти сооружения на КПВВ носят исключительно временный характер до тех пор, пока Украина не вернет Крым. После этого постройки можно будет демонтировать и использовать для других нужд».

 

Давайте сравним то, что сейчас строится в Херсонской области с пунктами пропуска на админграницах с оккупированными территориями в других странах.

В заметках блогеров-путешественников, посещавших Абхазию (территория Грузии, оккупированная Россией), можно прочесть о различиях между грузинской и абхазской частями админграницы. Грузия со своей стороны ограничивается только военными укреплениями, показательно не желая обустраивать на единственном на этой админгарнице КПП «Ингури» полноценную пограничную инфраструктуру. Там действительно стоят временные сооружения.

Нет сооружений, подобных тем, которые АО «Укрзализныця» намерена построить на КПВВ «Чонгар» и «Каланчак», и на админгранице между южной и северной (оккупированной Турцией) частями Кипра.

Разумеется, в каждом случае нужно учитывать множество специфических факторов. Но как бы там ни было, но вдруг появившаяся такая очень трогательная и дорогая (напомним, проект обойдется бюджету в целом примерно в 90 млн. грн.) забота о людях, ездящих в Крым и из Крыма, невольно наталкивает на мысль о том, что за всем этим скрываются и другие намерения, о которых не говорят публично.

Неужели нельзя было установить на админгранице более скромные и дешевые временные сооружения, а заодно наконец-то благоустроить территорию и навести порядок в других сферах?

Не Крымом единым

Президент Украины Владимир Зеленский, как известно, представлял нынешнего главу Херсонской ОГА Юрия Гусева как раз на КПВВ «Чонгар» и как об одной из приоритетных задач говорил об обустройстве пунктов пропуска на админгранице с Крымом. И первый после президентского визита недавний приезд на Херсонщину представительной делегации из столицы был также связан с КПВВ. Скорее всего, на админгранице пройдет и значительная часть следующего презедентского визита на Херсонщину, запланированного на 15 ноября, когда предполагается открыть обновленные КПВВ.

Безусловно, состояние пунктов пропуска и в целом нездоровая ситуация на админгранице – серьезная проблема, нуждающаяся в скорейшем решении. Но пока невольно создается впечатление, что этой проблеме уделяется несоизмеримо большее внимание, нежели другим проблемам, которых немало и которые для жителей региона не менее серьезные.

Например, состояние дорог. Увы, мы вряд ли увидим Министра инфраструктуры, а тем более главу государства в Высокопольском или Великоалександровском районах, где дороги… Где, по большому счету, дорог нет.

Впрочем, сам глава ОГА наверняка осведомлен о ситуации. Помнится, в августе ему пришлось извиняться перед жителями Великоалександровки за опоздание на встречу с ними из-за отвратительного состояния трассы Берислав-Высокополье. Причем, было это в сухой погожий день. Хочется верить, что глава ОГА подумал, каково там ездить в непогоду. И хочется верить, что меры будут приняты.

Кстати, и значительную часть дороги из Херсона на КПВВ «Чонгар» и дорогой-то назвать можно очень условно.

Тема для серьезного разговора и пассажирские автоперевозки в области. Не так давно журналист из Каховки Олег Батурин написал в Фейсбуке (цитируется в соответствии с оригиналом):

«Майже 7,5 годин витратив, аби зі Стрілкового автобусами дістатися Нової Каховки (~172 км). До Херсона з села прямим рейсом можна доїхати швидше, за ~4,5 години. Ніяких розкладів, ніяких зручностей у вигляді лавочки чи навісів від дощу в центрі Стрілкового нема. Автобуси можуть відмінити за годину-дві до відправлення. Власне, так завжди і виходить. І в сезон, і не в сезон. Як казав мій колега про пасажирів потяга Львів – Новоолексіївка, “треба дуже любити Генічеський район, щоб пертися сюди цілу добу”. Люблю Генічеський район, але 7 годин в один бік у межах однієї області це занадто. Наступного року будем відпочивати десь ближче».

О состоянии дорог и о жутком транспортном сообщении как о факторах, сводящих на нет туристическую привлекательность Херсонщины, говорила недавно на туристическом форуме и директор Департамента туризма и курортов Херсонской ОГА Татьяна Волынец.

«Больше всего респондентов смущает качество предоставления услуг в сфере пассажирских перевозок. Речь идет об отсутствии кондиционеров в автобусах, избыточном количестве пассажиров в салонах, отсутствии доступного расписания движения»,- говорила она, рассказывая о результатах социологического исследования по итогам курортного сезона-2019.

Но почему-то у областной власти (как и у государственной) на Херсонщине задача №1 – обновление КПВВ на границе с Крымом. Для чего?

Официальная версия: показать крымчанам, что Украина – это Европа, что Украина помнит о них и заботится. И тем самым культивировать на полуострове проукраинские настроения.

Но насколько успешной будет такая затея, если создать «потемкинскую деревню» в виде образцово-показательных КПВВ при нерешении множества других проблем, которые те же крымчане наверняка заметят?

Вячеслав Гусаков, фото автора

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *